Администрация Холмского муниципального округа Сахалинской области
город Холмск

Внесены изменения в антимонопольное законодательство Российской Федерации касающиеся малого и среднего бизнеса

С 2016 года вступил в силу очередной блок поправок в антимонопольное законодательство – так называемый «Четвертый антимонопольный пакет».

В четвертом антимонопольном пакете принят целый ряд нововведений. Во-первых, исключена возможность признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке не превышает 35%, кроме случаев коллективного доминирования. То есть в отношении этих представителей малого и среднего бизнеса не подразумевается каких-либо действий антимонопольных органов, что является существенным послаблением.

Если раньше сотрудники ФАС рассматривали заявления физических лиц на действия хозяйствующих субъектов, то сегодня жаловаться в антимонопольные органы могут только такие же хозяйствующие субъекты, действующие на этом рынке. Простые граждане также могут обжаловать действия или бездействие крупных компаний, которые занимают доминирующее положение на рынке и которые, по их мнению, нарушили закон, но только не в рамках антимонопольного законодательства.

С 2016 года упразднен реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю свыше 35%. Ранее такой реестр велся, к нему обращались при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства вместо того, чтобы каждый раз проводить анализ рынка. Теперь же при каждом рассмотрении дел антимонопольщики должны изучить рынок и произошедшие на нем изменения.

С этого года расширены правила недискриминационного доступа, которые имеет право устанавливать правительство РФ. Субъект занимает доминирующе положение и не является субъектом естественной монополии, доля субъекта на рынке составляет более 70%, факт злоупотребления доминированием установлен вступившим в силу решением ФАС. Совокупность этих трех условий позволяет правительству установить правила недискриминационного доступа к услугам финансовых организаций, они утверждаются Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Центральным банком РФ.

Еще одно нововведение — из понятия "вертикальное соглашение" исключено положение о том, что агентский договор не является вертикальным соглашением. Введено понятие "картель покупателей". Если ранее картельными признавались действия производителей, то теперь и соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами. Например, если самые крупные покупатели на рынке договорились установить цену закупки на определенный товар, это повлияет на конечного потребителя товара. С целью исключения таких антиконкурентных действий как раз и введена эта норма.

В четвертом антимонопольном пакете уточнены антимонопольные требования к торгам. Запрещается заключение соглашений между заказчиками и участниками этих торгов.

Внесены изменения в целый ряд положений, касающийся привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Ранее, при выявлении нарушений, антимонопольные органы в обязательном порядке возбуждали дело о нарушении законодательства, то с этого года они обязаны сначала выдать хозяйствующему субъекту предупреждение. Тем самым хозяйствующему субъекту дается возможность исправить установленные нарушения. Институт предостережений касается недобросовестной конкуренции, действий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, действий хозяйствующих субъектов, нарушающих антимонопольное законодательство по целому ряду статей. Нарушителям дается срок на устранение неподобающего поведения на рынке или отмену правовых актов.

Вместе с тем четвертый антимонопольный пакет повысил ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за принятие решений, нарушающих антимонопольное законодательство. Если ранее при повторном нарушении полагался штраф, то теперь должностное лицо подлежит увольнению. Это решение будет приниматься судом. Размер штрафа за первое нарушение — от 15 до 50 тысяч.

Внесены изменения и в порядок рассмотрения дел УФАСом. В частности, перед окончанием рассмотрения дела комиссия должна подготовить заключение и направить его обвиняемой стороне, которая имеет право ознакомиться с ним до вынесения решения, представить свои пояснения, выразить несогласие. Только после этого антимонопольный орган может принять решение.

Изменения касаются практически всех основных сфер антимонопольного регулирования: доминирование, запрещенные соглашения, экономическая концентрация и недобросовестная конкуренция.

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике